Архитектор Барлуцци
"Религиозное искусство, как
искусство чистой идеи, чуждое утилитаризма, должно быть свободным в своих
проявлениях. Оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпит
рабского стеснения в формах". (А. В. Щусев)
Сколько уже писано о Барлуцци и его
неповторимых произведениях!
Однако у меня возникло желание
написать еще
одну статью об этом великом архитекторе после прочтения доклада А.В.
Щусева "Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре" С-П
1905г. http://www.pemptousia.ru/2011/10/mysli-o-svobode/. И именно о
концептуальном характере его творчества.
Архитектура создает среду обитания человека и
обязана соответствовать множеству параметров: времени, стране, традициям,
истории, конкретному местоположению сооружения, окружающей территории. Можно
также упомянуть и такие "прозаические" вещи как вкусы
заказчика, ограниченность бюджета - всегда! И многое, многое другое,
что и перечислять-то скучно. Архитектор должен выдерживать эту ежедневную
борьбу со всеми факторами, но и не терять из виду главного. В архитектуре, особенно
церковной, должна присутствовать идея.
Так сложилось, что Барлуцци начал одновременно
руководить осуществлением двух своих проектов: церкви Преображения на горе
Фавор и церкви в Гефсиманском саду. И создал Храм Света и Храм Ночи. И это не случайно. Он как бы еще раз
утверждает один из основных догматов христианства - догмат о
двойственной природе Спасителя. Одновременное присутствие в Нем Божественного и
человеческого начал.
http://vlad-yulia.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80
Преображение. Мозаика над алтарем в
католической церкви Преображения на горе Фавор
Преображение - первое проявление Его
Божественной сущности. Моление о Чаше в Гефсимани - плач страдающего
Человека.
Моление о чаше. Мозаика над алтарем в
католической церкви Агонии в Гефсиманском саду. Иерусалим
В церкви Преображения на горе Фавор Барлуцци
еще привязан к архитектурной византийской традиции. Но его проект при этом
пронизан главной идеей события здесь произошедшего, идеей ВСЕПРОНИКАЮЩЕГО
БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА. Вознесенный на 600 м купол горы Фавор, и на вершине его
продолжающий этот взлет храм – стройная белокаменная трехнефовая
базилика. Здание залито солнцем и само как бы излучает свет.
Католическая церковь Преображения на горе Фавор
По гениальной задумке Архитектора этот свет
должен был пронизывать кровлю из тонких пластин лучшего белого итальянского
мрамора и заполнять храм изнутри. К сожалению, белый мрамор потрескался, и
крышу пришлось перекрыть глухими листами меди. Когда я внутри этой церкви -
изнутри тоже ослепительно белой - воображаю этот свет, мне его реально
недостает. Я думаю об ослепительном таланте Архитектора, сожалею, что не
довелось увидеть все первозданное великолепие этого храма.
Кровля католической церкви Преображения на
горе Фавор
Параллельно Барлуцци работает над
осуществлением проекта церкви в Гефсиманском саду.
Церковь Агонии в Гефсиманском саду, Иерусалим. Вид снаружи
Место он не выбирал, оно было известно веками. Но вот внешний вид храма опять в точности соответствует его местоположению в низине, на фоне Масличной горы. И в этом проекте он уже вырывается из всех канонов и традиций классики. И все это - ради воплощения главной идеи храма: скорбная ночная Последняя Молитва. Он создает Храм Ночи. Заходишь вовнутрь - ощущение проникновения в другой мир, как в Зазеркалье. Сколько бы ни было там народу - состояние медитации. Колонны уходят вверх, в полутьму, на них опираются мерцающие покрытые звездами купола. Гигантские окна закрыты мраморными решетками, заполненными малопрозрачным лиловым стеклом. Все это создает полное ощущение ночи - мерцание, тишина, слабое освещение в чуть дымном пространстве
Церковь Агонии в Гефсиманском саду, Иерусалим.
Интерьер
Колонны и купола - так строят мечети
(например, Мескита в Кордове). Но к куполам только Барлуцци мог приделать почти
классический фронтон, причем это смотрится абсолютно гармонично. "Почти" потому, что вертикаль фронтона плавно загибается к
верхнему краю, таким образом, что изображение Отца Небесного оказывается НАД
зрителем. И все это вместе - абсолютный блеск и гармония при нарушении всех
канонов классики.
Барлуцци удивительнейшим образом оказался
свободен в своем религиозном архитектурном творчестве. Находясь в любой из
построенных им на Святой земле церквей, мы в первую очередь ощущаем ИДЕЮ,
лежащую в основе ее создания. Это и есть неповторимый стиль Мастера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий