Итак, Иезекиилю был явлен Престол Господень, и он пересказал нам, как мог,
это великое событие. Этим его заслуги не ограничиваются. В его книге
присутствуют также и важнейшие и для иудаизма, и для христианства пророчества:
о воскрешении мертвых; о грядущей войне с Гогом и Магогом, которая положит
начало царству справедливости. Благодаря исключительному значению этих пророчеств
Иезекииль входит в тройку Больших Пророков иудаизма.
Как известно, незадолго до разрушения иерусалимского Храма в том же
Иерусалиме возникает новая религия - христианство. В первые десятилетия своего
развития христианство - это направление внутри иудаизма, ему принципиально
важна органическая связь с материнской религией. Все доказательства его истинности
вытекают из Ветхозаветных пророчеств.
И вот появляется Откровение Иоанна, возможно - того самого, апостола,
ученика Иисуса, возможно - другого
человека по имени Иоанн, но из круга людей, приближенных к Учителю. Иоанн
творчески дополняет и развивает положения иудаизма. Однако легитимность его
видения основана на том, что он видит те же образы, которые были явлены пророку
Иезекиилю.
Именно этот факт
подчёркивает преемственность между Ветхозаветным и Новозаветным Откровением.
Откровение Иоанна подводит
итог всему, что было сказано на эту тему в Священном писании.
видение Иоанна. http://hram-troicy.prihod.ru/index
"<...>И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на
небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню
яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. <...> и перед
престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг
престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И
первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье
животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И
каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены
очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог
Вседержитель, Который был, есть и грядет… "(откр иоанна, 4)
Здесь описана
конструкция небесной сферы, Престола Господня. Престол опирается на этих
четырех удивительных существ: льва, орла, быка и ангела. И впоследствии церковь
творчески разработала эту идею. Учение об Иисусе - Спасителе изложено четырьмя
евангелистами: Марком, Матфеем, Лукой и Иоанном. Можно сказать, что это учение
«опирается» на них. И каждого евангелиста символизирует одно из этих четырех существ.
Удивительная реализация этой идеи прослеживается и в церковной архитектуре.
В православии господствует крестово-купольная конструкция церквей. Купол церкви
опирается на барабан, а тот, в свою очередь, на «паруса». Парус - сложный
архитектурный элемент, сферический треугольник, связывающий прямую стену и
круглый барабан купола. Барабан купола в каждой церкви лежит на четырех парусах.
И всегда на этих парусах - изображения
четырех евангелистов.
купол и паруса Храма Гроба Господня, Иерусалим. В центре
изображение Господь Пантократор, по краям купола – 4 паруса, на которые
он опирается.
Так вот, в каждой православной церкви БУКВАЛЬНО воплощено Откровение
Иоанна. Внутри на куполе всегда изображен образ Господа. Купол - символ
небесной сферы, т. е. Престола Господня. Эта небесная сфера опирается на
паруса, на которых четыре евангелиста изображены вместе со своими символами. То
есть, как в Откровении Иоанна, Престол Господень опирается на Матфея – ангела,
Марка - льва, Луку - быка, и Иоанна - орла.
евангелист Матфей. Храм Гроба Господня, Иерусалим. Парус, опора купола. Изображение ангела в верхнем левом углу.
евангелист Матфей. Церковь Вознесения в Элеонском монастыре на Масличной
горе, Иерусалим. Фреска в нише.
евангелист Марк. Храм Гроба
Господня, Иерусалим. Парус, опора купола. Изображение льва в верхнем правом
углу.
евангелист Марк. Церковь Вознесения в Элеонском монастыре на Масличной
горе, Иерусалим. Фреска в нише.
евангелист Иоанн. Церковь Вознесения в Элеонском монастыре на Масличной горе, Иерусалим. Фреска в нише.
евангелист Лука. Церковь Вознесения в Элеонском монастыре на Масличной горе,
Иерусалим. Фреска в нише.
Что же у нас получается? Иезекииль в своем пророчестве видел несуществующий Храм - уже разрушенный или еще не
построенный, Храм как Престол Господень. Иоанн в своем Откровении видел Престол
Господень, и это видение материализовалось в архитектуре православных храмов. Алмазное
колесо сделало полный оборот.
Сайт экскурсоводов Влада и Юли Познянских :www.bestisratour.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий