вторник, 19 ноября 2013 г.

1. ТЕТРАМОРФ ИЕЗЕКИИЛЯ (гипотеза)



            1.  ТЕТРАМОРФ ИЕЗЕКИИЛЯ
                                                             (гипотеза)

    Для меня эта тема началась с увлечения поэтом Максимилианом Волошиным. Меня потрясло стихотворение «Видение Иезекииля», хотя я почти ничего не понял. Но образы, ОБРАЗЫ! Удивительные, ни на что не похожие ТЕТРАМОРФЫ - существа с четырьмя ликами: льва, быка, орла и человека. Картины невероятно яркие, выпуклые. Нет сомнения, что они писаны с натуры, и автор действительно хорошо все рассмотрел, а потом описал врезавшиеся в сетчатку зрительные образы.



































Рафаэль. Видение Иезекииля.  Иллюстрации условные.




… Явлен был свет на реке на Ховаре.
В буре клубящейся двигался он -
Облак, несомый верховными силами -
Четверорукими, шестерокрылыми,
С бычьими, птичьими и человечьими,
Львиными ликами с разных сторон.
Видом они точно угли горящие,
Ноги прямые и медью блестящие,
Лики, как свет раскаленных лампад,
И вопиющие, и говорящие,
И воззывающе к Господу: «Свят!
Свят Вседержитель!» А около разные,
Цветом похожи на камень топаз,
Вихри и диски, колеса алмазные,
Дымные ободы, полные глаз.
А над животными -  легкими сводами -
Крылья, простертые в высоту,
Схожие шумом с гудящими водами,
Переполняющими пустоту.
Выше же вышних, над сводом всемирным,
Тонким и синим повитым огнем,
В радужной славе, на троне сапфирном,
Огненный облик, гремящий, как гром.

Пришлось перечитать книгу пророка Иезекииля. Волошин ничего от себя не добавил. Просто облек в поэтическую форму слова Большого Пророка.  



 korennaya.ortodox.od.ua


 «<...>Облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь... Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.<...> И над головами живых существ этих – подобие небосвода, словно ужасающий лед, простертый над головами их сверху. <...>Над сводом же, который над головами их, – образ престола, подобным камню Сапфиру, и над образом этого престола – образ, подобный человеку, на нем сверху. И увидел я как бы хашмаль (сверкание) с обрамлением, подобным огню, вокруг него – от вида чресл его и вверх; и от вида чресл его и вниз я видел подобие огня и сияние вокруг него..».

Что же на самом деле видел пророк? Иезекииль жил в самое трудное время нашей древней истории – время разрушения Первого Храма. Он происходил из священнического рода, наверняка не раз посещал Храм и был уведен в вавилонский плен в возрасте 25 лет. Тяжело переживая трагедию своего народа, он в 30 лет начал пророчествовать, обвиняя соплеменников в том, что они сами виноваты в своем позоре. Перед его мысленным взором вставали картины былого величия, он видел Храм во всем его блеске. Храм, с его точки зрения – подножье престола Всевышнего. А перед престолом – эти самые тетраморфы.


А что же располагалось перед Храмом?  Согласно Третьей книге царств (7:27-39), финикийский мастер Хирам, еврей по матери и тирянин по отцу, ремесленник-медник, блестяще выполнил заказ царя Соломона. Он создал какое-то немыслимое количество уникальных медных изделий для Храма. Рядом с  жертвенником  стоял гигантский резервуар для воды «ям нехошет» весом 33 тонны. По сторонам Храма размещались 10 медных умывален. Все это можно увидеть на рисунке, реконструированном для нас институтом по изучению Храма. 




































Первый Храм.  
Копия из монографии «Сокровища Первого Храма»

Справа и слева от входа в Храм были установлены огромные медные же колонны - Боаз и Яхин. А Храм возвышался позади всего этого сияния, как бы  возносясь в потоках света.




Вход в Первый Храм. Колонны Боаз, Яхин и умывальни
Копия из монографии «Сокровища Первого Храма»

А вот непосредственно перед Храмом размещались десять умывален для омовения жертвенных животных (И. Флавий, ИД, 8:3). Это были величественные конструкции: прямоугольная рама размером 2х2 метра и высотой 1.5 метра стояла на колесах диаметром тоже 1.5 метра, а сверху на этой раме лежала чаша двухметрового диаметра и такой же глубины. Стенки подставки были украшены изображениями львов, волов и орлов. Колеса тоже целиком были медные – и ободья, и спицы. Вся эта полированная медь сверкала на утреннем солнце.
 реконструкция изображения умывальни жертвенных животных
Копия из монографии «Сокровища Первого Храма»

Вот они, лики быка, льва и орла и рядом «колеса алмазные»! Это умывальни перед Храмом. А «ноги прямые и медью блестящие» - полированные медные колонны при входе в Храм. Вот что явилось Иезекиилю в его видении!   
Великий пророк видел Храм во всем его великолепии. Причем видел его, как престол Всевышнего. Прежний Храм, до его разрушения, а может, и новый, восстановленный - в своем воображении.
На то он и пророк.
Как идея тетраморфов видоизменяется и куда переходит мы опишем в продолжении этой статьи.

Сайт экскурсоводов Влада и Юли Познянских :  www.bestisratour.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий